Справаздача з паседжання Інтэлектуальнага клуба 4/04

_RappPeSVAkВстреча: 04.04.2015

Участники встречи: Павел Барковский, Александр Сарна, Лев Кривицкий, Анатолий Швецов, Игорь Подпорин, Галина Русецкая, Дмитрий Коренко

Тема: «Что делает философию актуальной и актуальна ли беларусская философия сегодня

Резюме: В ходе обсуждения участники обменялись видением того, какие факторы влияют на придание философии актуальности. С одной стороны, было отмечено, что философия сохраняет свою актуальность как таковая. С другой, можно попытаться выделить определенного рода «фильтры», которые придают актуальность философским текстам (высказываниям) в ту или иную эпоху, в определенное историческое «здесь-и-сейчас». Были также предложены примеры беларусских авторов, которые, по мнению участников встречи, могут быть отнесены к категории «актуальных философов».

Факторы актуальности философии:

Павел Барковский:

Помимо «исходной актуальности» философии как таковой:

1)     актуальность наподобие «злободневности» («жизненная востребованность», «ситуативность»)

2)     актуальность в беларусском контексте как обращение к определенным «топикам» для Беларуси:

а) социально-философская традиция/социальная герменевтика (как изучение того, что оказалось подвешенным в процессах социостроительства)

б) «измерение человека» (анализ того, что произошло после распада советской идентичности)

3)     актуальность как «интенсивность мышления» (высокая концентрация мысли, больше, чем то, что может быть прочитано здесь-и-сейчас)

4)     актуальность философии как определенное (воз)действие на умы

Отдельная проблема для актуализации исторических философских/интеллектуальность беларусских текстов: преемственность традиции.

Примеры актуальных авторов: О.Шпарага, В. Бобрович (хотя у последнего это больше просветительская публицистика).

Лев Кривицкий:

Актуальность философа как новаторство идей в той или иной сфере.

Актуальность как интенсивность, «пассионарность» работы философа.

Примеры: Лев Сапега (теоретик правового государства, идея эмансипации человека), Казимир Лыщинский (вольнодумец, идея свободы убеждений), Иоахим Хребтович (либеральные идеи в экономике).

Галина Русецкая

Актуальность как предложение нового языка/дискурса. Философ как «сильный нарратор» (Р. Рорти), как тот, кто может сказать «я так хотел». Здесь срабатывает элемент «нарративного насилия».

Актуальность как «прорыв» в дискурсивной области (вопрос о том, что будет актуально, а что нет – принципиально открытый).

Актуальность не равна востребованности.

«Сильный нарратор» сам задает тренд.

Актуальность как разработка такого (философского) языка, который обнаруживает проблему, которую никто не замечает.

Актуальность как избыточность, качественность и профессионализм письма.

Пример: В. Фурс

Александр Сарна:

Три модуса актуальности философии:

  1. Персональная интерпретация автора, внутренняя уверенность в своем видении актуальности.
  2. Актуальность, которая возникает в соотношении с традицией. Критерий новизны по отношению к предшественникам.
  3. Востребованность (как то, что важно «здесь и сейчас»). Другими словами, важно помимо актуализации «вечных» тем, понять, как встроиться в тренд и через это формировать новые возможности для актуальности (для «трендежа» J).

Примеры: ?

Игорь Подпорин : предложил определить актуальную философию через следующие «фильтры»:

1)     как определенное качество философского текста;

2)     как соотнесенность с определенной тематикой и ее формулировкой,

3)     как определенный уровень требований автора к себе,

4)     философичность.

Из беларусских авторов, пожалуй, возможным примером такой философии является Т. Щитцова, В. Акудович.

В целом, по мнению Игоря, возможны две парадигмы беларусской философии (философии в Беларуси):

1)     та, которая определяется через привязку к национальному;

2)     «универсалистская» парадигма.

Примеры: Акудович, Щитцова

Дмитрий Коренко:

1)     актуальность философии (философия in actu) как «работа мысли», прирост идей.

2)     Актуальность как изначальная политичность философии: организация жизни в «полисе», выступающем формой культурно-политического сообщества.

3)     Актуальность философии в Беларуси как создание интеллектуального запроса на формирование определенного культурно-политического сообщества (европейского национального демократического сообщества).

Примеры: В. Акудович, И. Бобков, П. Рудковский.

Отчет подготовил Дмитрий Коренко.

В качестве приложения выдержка из биографии Льва Сапеги, родившегося ровно за 472 года до исторического заседания нашего клуба.

Леў Сапега:

4 красавіка 1557 у Віцебскім павеце нарадзіўся Леў Сапега, выбітны дзяржаўны дзеяч і дыплямат Вялікага княства Літоўскага.

Нарадзіўся ў магнацкай сям’і, Сапегаў. Род быў праваслаўным, але Лява Сапегу ў 7-гадовым узросьце аддалі вучыцца ў Нясьвіскую пратэстанцкую школу, дзе выкладалі вядомыя тагачасныя дзеячы навукі і культуры. У 13-гадовым узросьце Сапега паехаў у Ляйпцыгскі ўнівэрсытэт, дзе некалькі гадоў вывучаў гісторыю рымскага і царкоўнага права, знаёміўся з мастацтвам Рэнэсансу. Пасьля вяртаньня ў ВКЛ Лява Сапегу прымаюць на службу да двара караля польскага і вялікага князя літоўскага Стэфана Баторыя, які быў уражаны эрудыцыяй і ведамі юнака.

На працягу свайго жыцьця Леў Сапега займаў розныя высокія пасады ў Вялікім Княстве Літоўскім: 4 лютага 1580 году атрымаў пасаду сакратара Яго Каралеўскай Міласьці Стэфана Баторыя, а пасьля складаньня перамір’я з Маскоўскай дзяржавай стаў Пісарам Вялікім Літоўскім.

Пасьля адмаўленьня Крыштапа Радзівіла Перуна ад пасады падканцлера быў прызначаны на гэтую пасаду 2 лютага 1585 году. 20 ліпеня 1586 году атрымаў прывілей на Слонімскае судовае староства па сьмерці Р. Валовіча. Гэтую пасаду займаў да 1605 году.

У канцы красавіка 1589 году атрымаў ад Жыгімонта Вазы пасаду канцлера Вялікага Княства Літоўскага, якую займаў да прызначэньня ваяводам віленскім. Прызначэньне на апошнюю пасаду атрымаў у 1623 годзе.

Захаваўшы пасаду віленскага ваяводы, каля 25 ліпеня 1625 году атрымаў прызначэньне на найвышэйшага (або вялікага) гетмана Вялікага Княства Літоўскага. Акрамя таго, займаў пасаду маршалка Галоўнага Трыбуналу у 1604, 1624 і 1630 гадох.

На апошнім этапе Інфлянцкай вайны (1558—1583) атрымаў вядомасьць як вайсковы дзяяч і дыплямат. Сфармаваўшы за свой кошт гусарскі полк, зьвярнуў на сябе ўвагу пасьпяховымі дзеяньнямі ў бітвах пад Завалаччам, Вялікіх Луках, пры аблозе Пскову.

Пасьля заканчэньня вайны ўзначаліў пасольства Рэчы Паспалітай у Маскву, дзе падпісаў з царом Фёдарам Іванавічам мірнае пагадненьне на 10 гадоў. У 1600 зноў езьдзіў з пасольствам у Маскву, дзе зноў склаў мірнае пагадненьне на на 20 гадоў ужо з Барысам Гадуновам.

Нягледзячы на тое, што паміж Маскоўскай дзяржавай і Вялікім Княствам Літоўскім частымі былі ваенныя і розныя дыпляматычныя сутыкненьні і асабістыя адносіны Льва Сапегі да гэтай краіны не заўсёды былі дружалюбнымі, пасьля сьмерці караля Стэфана Баторыя яго апанавала думка пра аб’яднаньне Рэчы Паспалітай з Масквой. Аб’яднаньне гэтых народаў і абраньне імі адзінага манарха, на думку Льва Сапегі, спрыяла б росту іх эканамічнага і вайсковага патэнцыялу, забясьпечыла б трывалы мір.

Калі ў 1620-я гады ў межы Вялікага Княства Літоўскага ў чарговы раз уварваліся швэды, браў удзел у ваенных дзеяньнях, вылучыўшы на фінансаваньне войска значную частку сваіх уласных сродкаў. Быў адным з ініцыятараў падпісаньня сэпаратнага Балдэнмуйскага замірэньня з Швэцыяй 1627 году і Альтмарцкага міру, складзенага ў 1629 годзе.

Апошнія гады жыцьця правёў у Вільні, дзе актыўна займаўся ўпарадкаваньнем архіваў Мэтрыкі Вялікага Княства Літоўскага. Памёр і пахаваны ў Вільні ў касьцёле сьвятога Міхала.

Вы можаце сачыць за каментарамі да гэтага запісу праз RSS 2.0 feed. Вы можаце пакінуць каментар, альбо trackback з вашага ўласнага сайта.

 

Пакінце каментар